Господь Иисус Христос обещал Своим ученикам послать Святого Духа, Который утешит их и дарует им от Бога способность проповедовать Евангелие разным народам на их родных языках.
После Вознесения Господня апостолы не выходили из Иерусалима. В десятый день по Вознесении и в пятидесятый - после Воскресения Иисуса Христа, в иудейский праздник Пятидесятницы, все ученики Господа собрались для молитвы. Вдруг раздался сильный шум, и над головою каждого апостола появилось по огненному языку - это был Дух Святой, сошедший на них. Исполненные Божественною силою апостолы заговорили на всех языках мира.
Исходивший с неба необычайный шум, как от несущегося ветра, привлёк к дому апостолов народ, пришедший в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Этот праздник отмечался в память дарования израильтянам Закона Божия. Среди людей, пришедших тогда в Иерусалим, находились иноземцы из пятнадцати стран. Это были и купцы с берегов Чёрного моря, и чернокожие аравитяне, и жители других дальних провинций Римской империи.
Как же удивились все эти люди, когда вдруг услышали, что ученики Иисуса Христа - простые Галилейские рыбаки -говорят на их родных языках. Но ещё больше, чем разнообразие наречий, слушателей поразило содержание речей апостолов, которые рассказывали, что это Дух Святой, сошедший на них, даровал им силу и благодать и научил их разным языкам.
Апостолы стояли, как древние пророки, полные величия и достоинства. Вот из их рядов вышел самый ревностный ученик Христа - Пётр. В первый раз ему пришлось взять свой пастырский жезл, который Господь вручил ему словами: паси овцы моя. Пётр произнёс первую в мире христианскую проповедь.
Он громко и бесстрашно возвестил: - Распятый восемь недель тому назад Иисус есть никто иной как Сын Божий. Так не думайте, что Он мёртв, Он жив! Он Воскрес! Мы свидетели Его Воскресения. Мы Его видели, мы говорили с Ним. Он Сам послал нас проповедовать об этом. Так город, где был распят Господь, впервые услышал радостную весть о Его Воскресении.
Поразительно было, как мгновенно под влиянием слов апостолов образовалась Церковь Христова. Все тайные ученики Иисуса Христа пришли в неё; пришли и те, которым Он благодетельствовал: и воскрешённый юноша из Наина, и Иаир с исцелённой дочерью, и вдова, положившая лепту, и слепорождённый... В несколько минут Церковь выросла до трёх тысяч человек.
В воспоминание этих замечательных событий и был остановлен праздник Святой Троицы. В этот день произошло явление всех трёх лиц Единого Бога: на апостолов сошёл Бог Святой Дух, Которого послал Бог Сын и Который исходил от Бога Отца.
Праздник Святой Троицы - это ещё и праздник рождения Церкви Христовой. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете; Сын Божий Иисус Христос создал её; Дух Святой действует в ней.
Икона Святой Троицы - особенная. Её написал наш проставленный иконописец - Андрей Рублёв, которого Церковь не так давно причислила к лику святых. Он был младшим современником преподобного Сергия Радонежского - великого русского святого, с благоговением почитавшего Образ Святой Троицы, В его память преподобный Андрей и написал свою знаменитую икону.
Но все ли из вас, дети, понимают: почему Святую Троицу изображают три Ангела? Ещё в ветхозаветные времена Господь предвозвестил людям Божественную Тайну Святой Троицы - Единого в трёх Лицах Бога. Произошло это так. Когда праотец Авраам во время летнего зноя сидел при входе в свой шатёр у дубравы Мамре, ему явились три Ангельских странника. Авраам поклонился им до земли, и они беседовали с ним. Иконописец в видимых образах приоткрыл нам эту великую тайну: Три Ангела Святой Троицы, весь облик которых излучает кротость и любовь, таинственными Божественными нитями связаны в нераздельное единое целое.
В праздник Святой Троицы храмы украшаются цветами и молодой зеленью берёз. Обычай этот берёт начало в Ветхозаветной Церкви. Ежегодно в день праздника Пятидесятницы, установленного в память дарования Богом пророку Моисею Закона Божия, народ израильский украшал храмы и свои жилища цветами и зеленью. Была украшена ими и Сионская горница - место, где на апостолов сошёл Дух Святой.
День, следующий за Троицыным, составляет продолжение праздника Святой Троицы и называется Духов день. Это праздник одного из трёх Лиц Святой Троицы - Святого Животворящего Духа, Который животворит и обновляет весь сотворенный мир. Дух Святой именуется в молитвах Утешителем, Наставником в истине, Подателем жизни. Начиная с праздника Святого Духа в России становится повсеместно тепло. В природе всё цветёт, обновляется и радует глаза и душу.
Люблю я службу в сельском храме; Открыты ставни, воздух льёт; По лику образа, по раме Тихонько бабочка снует. И в церкви - сад над головами, Пришедших девушек - цветы Живыми тянутся рядами, Полны весенней пестроты. Святым словам молитвы вторя При освящении Даров, Пичужки резвые, гуторя, Щебечут в окна из кустов.