Среда, 28.10.2020, 19:52
Для дома, для семьи
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Форма входа

Меню сайта
Категории раздела
Посуда, сервировка и др. [27]
Семья [1]
Дети [1]
Быт [1]
Домашние любимцы [0]
Дом, интерьер [0]
Планирование семьи [3]
Психология семейный отношений [7]
Интимная жизнь [4]
Тесты [1]
Наш опрос
Как вы относитесь к материалам для взрослых на сайтах
Всего ответов: 126
Интересные ресурсы
  • https://altaytravi.ru изделия из верблюжьей шерсти интернет магазин.
  • Статистика
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Семья и всё для семьи » Психология семейный отношений

    Психология подростков
    Психология подростков

    Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства

    к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке,

    возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс

    преобразования и определяет все основные особенности личности детей

    подросткового возраста, а следовательно, и специфику работы с ними.

    Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и

    существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у

    подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе

    взаимоотношений с окружающими.

    Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития.

    В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций,

    которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь

    различное содержание и разную длительность. В настоящее время в условиях

    нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10—11

    до 14—15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.

    Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в

    воспитательном отношении. Наибольшее количество детей с так называемой

    «школьной дезадаптацией», т. е. не умеющих приспособиться к школе (что

    может проявляться в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве

    взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, появлении негативных черт в

    личности и поведении, отрицательных субъективных переживаний и т. п.),

    приходится на средние классы.

    Так, по данным В. В. Гроховского, подтверждаемым и другими иссле-

    дователями, если в младших классах школьная дезадаптация встречается в

    5—8% случаев, то у подростков—в 18—20%. В старших классах ситуация вновь

    несколько стабилизируется, хотя бы уже потому, что многие «трудные» дети

    покидают школу.

    Развитие личности подростка происходит в изменяющихся условиях развития

    группы (учителя-предметники, совместная трудовая деятельность, дружеские

    компании и т.д.), полового созревания, существенной перестройки организма.

    1.Влияние, оказываемое половым созреванием на психику подростка.

    Подростковый период характерен интенсивным ростом , повышенным обменом веществ, резким усилением работы желез внутренней секреции. Это период полового созревания и связанного с ним бурного развития и перестройки всех органов и систем организма.

    Половым созреванием обусловлены психологические особенности возраста:

    повышенная возбудимость и относительная неустойчивость нервной системы,

    завышенные притязания, переходящие в наглость, переоценка возможностей,

    самоуверенность и др.

    Половое развитие ребенка неотделимо от общего его развития и происходит

    непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание - не только явление

    биологическое, но и социальное. Сам процесс полового созревания влияет наповедение подростка опосредованно, через социальные условия его существования, например, через статус подростка в коллективе сверстников, его взаимоотношения со взрослыми и т.д.

    Утверждая свою принадлежность к мужскому и женскому полу, подросток

    становится человеком-мужчиной, человеком-женщиной. Это предполагает более

    широкое и глубокое духовное и социальное созревание. И воздействовать на

    поведение подростка можно только через преобразование социальных

    условий.

    Если в младшем подростковом возрасте резко увеличивается количество отрицательных поступков: непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость, то в старшем подростковом возрасте их количество снижается. Подростки становятся более уравновешенными, их самочувствие улучшается.

    Если младший подросток нуждается в щадящем режиме (чтобы предотвратить

    резкие перегрузки, он нарушает дисциплину, т.к. быстро утомляется и легко

    впадает в раздражительность), то старшему подростку нужна правильная

    организация его деятельности. Дисциплину нарушает от избыточной энергии,

    которая не находит правильного выхода.

    Утрачиваются прежние способы самоутверждения, как «ребенка вообще»,

    и обретаются новые, связанные с половой принадлежностью. Утверждаются как

    мальчики девочки-подростки. В связи с этим намечаются изменения оценки

    себя и окружающих (видят по-другому).

    К своей внешности относятся заинтересованно, т.к. она становится фактором самоутверждения. Очень чувствительны даже к добродушным замечаниям об их внешности. Если подросток придает очень большое значение своей внешности, то может развиться застенчивость.

    Подростки сами просят, чтобы написали о пубертатном периоде как можно

    страшнее, чтобы все поняли, как ужасно себя чувствует подросток в период

    полового созревания Когда хочешь и не хочешь, когда можешь и не можешь,

    когда все время занят поиском ответа на дурацкий вопрос: Взрослый ты или

    ребенок?

    2. Влияние на поведение и деятельность подростка, оказываемое потребностью

    в самоутверждении и одобрении.

    Чувство собственной взрослости и потребность её признания рождает новую,

    для взрослеющего ребенка, проблему прав взрослого и подростка в отношениях

    друг с другом.

    Подросток, претендуя на новые права, старается расширить свои и

    ограничить их у взрослых; имея обострённое чувство собственного

    достоинства, осознаёт себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать.

    Он активно сопротивляется требованиям, ограничивающим его

    самостоятельность; противится опеке, контролю; претендует на уважение его

    личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление

    самостоятельности. Он активно добивается равноправия со взрослыми.

    И если взрослый сам проявит инициативу, то переход к новому типу

    отношений протекает благополучно, тем более что развитие социальной

    взрослости подростка общественно необходимо для подготовки к будущей жизни.

    Отношения взрослого с подростком должны строиться на основе дружбы, сотрудничества, уважения доверия и помощи.

    Главным в их отношениях должна быть общность интересов и сотрудничество в разных видах деятельности. Причем взрослый должен выступать как образец и друг а подросток в положении равноправного помощника.

    К началу подросткового возраста складываются две системы общения :

    отношения ребенка со сверстниками, с одной стороны, и со взрослыми - с

    другой. Положение подростка в этих системах общения разное : неравное (со

    взрослыми) и равное (со сверстниками). Равное положение в отношении со

    сверстниками приносит подростку удовлетворение и является источником

    сотрудничества его со сверстниками в разных видах деятельности.

    Отношения подростка с товарищами, сверстниками, одноклассниками

    сложнее, многообразнее и содержательнее чем у младшего школьника. Общение

    со взрослыми уже не решает всех вопросов подростка, а их вмешательство

    вызывает обиду, протест.

    Общение с товарищами приобретает для подростка большую ценность, причём

    нередко учение отодвигается на второй план. С одной стороны, у подростка

    ярко проявляется потребность общения, совместной деятельности, коллективной

    жизни, дружбы, а с другой - желание быть принятым, признанным,

    уважаемым, одобряемым товарищами.

    В содержании общения происходят изменения. Если младшего подростка

    интересовали вопросы учения и поведения, то старшего подростка интересуют

    вопросы личностного общения, развития индивидуальности.

    Если положение младшего школьника в коллективе зависело от его

    успеваемости, поведения и общественной деятельности, то для подростка

    становятся наиболее важными личностные качества товарища и друга,

    сообразительность и знания, смелость, умение владеть собой. Для

    популярности и признания, уважения и одобрения важно быть хорошим

    товарищем. Стержнем кодекса товарищества подростков являются основные

    требования – уважение личности и человеческого достоинства.

    Сверстник, в отличие от взрослого, образец особого рода, как мерка для

    оценки себя на уровне реальных возможностей :

    - сверстник ближе, понятнее, доступнее.

    - на него легче ориентироваться, т. к. качества проявляются в близких для

    него ситуациях.

    - легче сравнивать себя со сверстником.

    - легче осознавать и оценивать собственные недостатки и успехи.

    Сверстник - не только образец, но и помощник и участник его деятельности.

    В развитии социально-моральной взрослости подростка большую роль

    играют отношения с близким товарищем, другом.

    Они являются предметом особых размышлений подростка. Он старается

    разобраться в себе и товарище. Сравнивает его отношение к себе и своё к

    нему, старается понять причины поступков. В результате размышлений

    возникает активность, направленная на исправление не только собственных

    недостатков, но и недостатков товарища.

    Каждый из друзей, предъявляя другому систему определённых требований,

    воспитывает друг друга. Овладение нормами дружбы составляет важнейшее

    приобретение ребёнка в подростковом возрасте.

    Учение занимает большое место в жизни подростков. Подростки готовы

    избирательно при повышенной чувствительности к тем или иным сторонам обучения. Особенно они готовы к тем видам обучения, которые делает

    их взрослыми в собственных глазах.

    Организация занятий должна быть иной, чем в младших классах. Организуя

    учебно-воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на

    их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение

    товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются

    прежде всего на это мнение.

    Учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как

    для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к

    деятельности, поведению и личности учителя. Они постоянно оценивают учителя

    и свое отношение к нему строят на основе оценочных суждений. Очень важно,

    чтобы мнение товарищей, коллектива, мнение самого подростка совпадало или

    было сходно с мнением воспитателей и родителей. Только в этом случае можно

    разрешить возникающие противоречия и тем самым создать благоприятные

    условия для нормального развития подростка.

    Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него

    стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих

    мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении

    настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток

    готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями,

    совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.

    Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения

    норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять

    авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство—это самая

    большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на

    нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей.

    Такое замечание он рассматривает как унижение своей личности (аналогичные

    явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и

    родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростком и

    учителем, и подросток становится «трудным». Только тактичное обращение с

    подростком, только обеспечение его эмоционального благополучия именно в

    школьном коллективе создают психологически благоприятную почву для

    эффективного влияния на подростка.

    Учебная деятельность считается сформированной, если она побуждается

    прямыми мотивами, а подросток может самостоятельно определить учебные

    задачи, выбрать рациональные приемы и способы решения задач, контролировать

    и оценивать свою работу. В этом случае реализуется потребность подростка в

    самоутверждении. При несформированности у учащихся учебной деятельности

    возможен «отход от школы». Потребность в самоутверждении не реализуется.

    Эффективность обучения подростков повышает целенаправленное

    формирование мотивов.

    УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ФОРМИРОВАТЬ УБЕЖДЕННОСТЬ ПОДРОСТКА В

    НЕОБХОДИМОСТИ БЫТЬ ОБРАЗОВАННЫМ, КУЛЬТУРНЫМ, ЧЕЛОВЕКОМ.

    Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением

    доминирующих потребностей возраста.

    Одна из таких потребностей подростка –познавательная потребность. При ее удовлетворении формируются устойчивые интересы.

    Наряду с познавательным интересом большое значение имеет значимость

    знаний для подростка. Важно осознать, осмыслить значение знаний и для

    развития личности, и для жизни. Сформированные убеждения подростка и его

    интересы способствуют повышению эмоционального тонуса и активности учения.

    Отношение подростка к учению во многом обусловлено мастерством работы

    учителя и его отношением к учащимся. Учитель, по мнению подростков, должен

    быть требовательным, справедливым и чутким.

    Как показывают психологические исследования, 92% «трудных» подростков входили в число изолированных школьников. Это говорит о том, что у таких подростков нет прочной связи с одноклассниками, а их взаимоотношения неблагополучны. В свою очередь, изолированные «трудные» не только общаются между собой, но и образуют в школе малую группу со своими лидерами и общими интересами. Наличие таких групп внутри класса создает значительные трудности как для самих подростков, так и для воспитательной работы с ними. Поэтому, еще одна задача педагога – управлять процессом формирования взаимоотношений между подростками внутри класса, помогать каждому из них занять достойное место среди одноклассников.

    Категория: Психология семейный отношений | Добавил: Babitch (01.07.2010)
    Просмотров: 4532 | Теги: подростки, психология | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2020
    Поиск

    Главная Форум Блог каталог Инет-ресурсов Новости сайта