Четверг, 25.04.2024, 03:54
Для дома, для семьи
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Форма входа

Меню сайта
Категории раздела
Посуда, сервировка и др. [27]
Семья [1]
Дети [1]
Быт [1]
Домашние любимцы [0]
Дом, интерьер [0]
Планирование семьи [3]
Психология семейный отношений [7]
Интимная жизнь [4]
Тесты [1]
Наш опрос
Как вы относитесь к материалам для взрослых на сайтах
Всего ответов: 130
Интересные ресурсы
Статистика
 Каталог статей
Главная » Статьи » Семья и всё для семьи » Психология семейный отношений

Психология подростков
Психология подростков

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства

к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке,

возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс

преобразования и определяет все основные особенности личности детей

подросткового возраста, а следовательно, и специфику работы с ними.

Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и

существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у

подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе

взаимоотношений с окружающими.

Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития.

В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций,

которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь

различное содержание и разную длительность. В настоящее время в условиях

нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10—11

до 14—15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в

воспитательном отношении. Наибольшее количество детей с так называемой

«школьной дезадаптацией», т. е. не умеющих приспособиться к школе (что

может проявляться в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве

взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, появлении негативных черт в

личности и поведении, отрицательных субъективных переживаний и т. п.),

приходится на средние классы.

Так, по данным В. В. Гроховского, подтверждаемым и другими иссле-

дователями, если в младших классах школьная дезадаптация встречается в

5—8% случаев, то у подростков—в 18—20%. В старших классах ситуация вновь

несколько стабилизируется, хотя бы уже потому, что многие «трудные» дети

покидают школу.

Развитие личности подростка происходит в изменяющихся условиях развития

группы (учителя-предметники, совместная трудовая деятельность, дружеские

компании и т.д.), полового созревания, существенной перестройки организма.

1.Влияние, оказываемое половым созреванием на психику подростка.

Подростковый период характерен интенсивным ростом , повышенным обменом веществ, резким усилением работы желез внутренней секреции. Это период полового созревания и связанного с ним бурного развития и перестройки всех органов и систем организма.

Половым созреванием обусловлены психологические особенности возраста:

повышенная возбудимость и относительная неустойчивость нервной системы,

завышенные притязания, переходящие в наглость, переоценка возможностей,

самоуверенность и др.

Половое развитие ребенка неотделимо от общего его развития и происходит

непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание - не только явление

биологическое, но и социальное. Сам процесс полового созревания влияет наповедение подростка опосредованно, через социальные условия его существования, например, через статус подростка в коллективе сверстников, его взаимоотношения со взрослыми и т.д.

Утверждая свою принадлежность к мужскому и женскому полу, подросток

становится человеком-мужчиной, человеком-женщиной. Это предполагает более

широкое и глубокое духовное и социальное созревание. И воздействовать на

поведение подростка можно только через преобразование социальных

условий.

Если в младшем подростковом возрасте резко увеличивается количество отрицательных поступков: непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость, то в старшем подростковом возрасте их количество снижается. Подростки становятся более уравновешенными, их самочувствие улучшается.

Если младший подросток нуждается в щадящем режиме (чтобы предотвратить

резкие перегрузки, он нарушает дисциплину, т.к. быстро утомляется и легко

впадает в раздражительность), то старшему подростку нужна правильная

организация его деятельности. Дисциплину нарушает от избыточной энергии,

которая не находит правильного выхода.

Утрачиваются прежние способы самоутверждения, как «ребенка вообще»,

и обретаются новые, связанные с половой принадлежностью. Утверждаются как

мальчики девочки-подростки. В связи с этим намечаются изменения оценки

себя и окружающих (видят по-другому).

К своей внешности относятся заинтересованно, т.к. она становится фактором самоутверждения. Очень чувствительны даже к добродушным замечаниям об их внешности. Если подросток придает очень большое значение своей внешности, то может развиться застенчивость.

Подростки сами просят, чтобы написали о пубертатном периоде как можно

страшнее, чтобы все поняли, как ужасно себя чувствует подросток в период

полового созревания Когда хочешь и не хочешь, когда можешь и не можешь,

когда все время занят поиском ответа на дурацкий вопрос: Взрослый ты или

ребенок?

2. Влияние на поведение и деятельность подростка, оказываемое потребностью

в самоутверждении и одобрении.

Чувство собственной взрослости и потребность её признания рождает новую,

для взрослеющего ребенка, проблему прав взрослого и подростка в отношениях

друг с другом.

Подросток, претендуя на новые права, старается расширить свои и

ограничить их у взрослых; имея обострённое чувство собственного

достоинства, осознаёт себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать.

Он активно сопротивляется требованиям, ограничивающим его

самостоятельность; противится опеке, контролю; претендует на уважение его

личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление

самостоятельности. Он активно добивается равноправия со взрослыми.

И если взрослый сам проявит инициативу, то переход к новому типу

отношений протекает благополучно, тем более что развитие социальной

взрослости подростка общественно необходимо для подготовки к будущей жизни.

Отношения взрослого с подростком должны строиться на основе дружбы, сотрудничества, уважения доверия и помощи.

Главным в их отношениях должна быть общность интересов и сотрудничество в разных видах деятельности. Причем взрослый должен выступать как образец и друг а подросток в положении равноправного помощника.

К началу подросткового возраста складываются две системы общения :

отношения ребенка со сверстниками, с одной стороны, и со взрослыми - с

другой. Положение подростка в этих системах общения разное : неравное (со

взрослыми) и равное (со сверстниками). Равное положение в отношении со

сверстниками приносит подростку удовлетворение и является источником

сотрудничества его со сверстниками в разных видах деятельности.

Отношения подростка с товарищами, сверстниками, одноклассниками

сложнее, многообразнее и содержательнее чем у младшего школьника. Общение

со взрослыми уже не решает всех вопросов подростка, а их вмешательство

вызывает обиду, протест.

Общение с товарищами приобретает для подростка большую ценность, причём

нередко учение отодвигается на второй план. С одной стороны, у подростка

ярко проявляется потребность общения, совместной деятельности, коллективной

жизни, дружбы, а с другой - желание быть принятым, признанным,

уважаемым, одобряемым товарищами.

В содержании общения происходят изменения. Если младшего подростка

интересовали вопросы учения и поведения, то старшего подростка интересуют

вопросы личностного общения, развития индивидуальности.

Если положение младшего школьника в коллективе зависело от его

успеваемости, поведения и общественной деятельности, то для подростка

становятся наиболее важными личностные качества товарища и друга,

сообразительность и знания, смелость, умение владеть собой. Для

популярности и признания, уважения и одобрения важно быть хорошим

товарищем. Стержнем кодекса товарищества подростков являются основные

требования – уважение личности и человеческого достоинства.

Сверстник, в отличие от взрослого, образец особого рода, как мерка для

оценки себя на уровне реальных возможностей :

- сверстник ближе, понятнее, доступнее.

- на него легче ориентироваться, т. к. качества проявляются в близких для

него ситуациях.

- легче сравнивать себя со сверстником.

- легче осознавать и оценивать собственные недостатки и успехи.

Сверстник - не только образец, но и помощник и участник его деятельности.

В развитии социально-моральной взрослости подростка большую роль

играют отношения с близким товарищем, другом.

Они являются предметом особых размышлений подростка. Он старается

разобраться в себе и товарище. Сравнивает его отношение к себе и своё к

нему, старается понять причины поступков. В результате размышлений

возникает активность, направленная на исправление не только собственных

недостатков, но и недостатков товарища.

Каждый из друзей, предъявляя другому систему определённых требований,

воспитывает друг друга. Овладение нормами дружбы составляет важнейшее

приобретение ребёнка в подростковом возрасте.

Учение занимает большое место в жизни подростков. Подростки готовы

избирательно при повышенной чувствительности к тем или иным сторонам обучения. Особенно они готовы к тем видам обучения, которые делает

их взрослыми в собственных глазах.

Организация занятий должна быть иной, чем в младших классах. Организуя

учебно-воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на

их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение

товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются

прежде всего на это мнение.

Учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как

для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к

деятельности, поведению и личности учителя. Они постоянно оценивают учителя

и свое отношение к нему строят на основе оценочных суждений. Очень важно,

чтобы мнение товарищей, коллектива, мнение самого подростка совпадало или

было сходно с мнением воспитателей и родителей. Только в этом случае можно

разрешить возникающие противоречия и тем самым создать благоприятные

условия для нормального развития подростка.

Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него

стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих

мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении

настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток

готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями,

совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.

Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения

норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять

авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство—это самая

большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на

нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей.

Такое замечание он рассматривает как унижение своей личности (аналогичные

явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и

родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростком и

учителем, и подросток становится «трудным». Только тактичное обращение с

подростком, только обеспечение его эмоционального благополучия именно в

школьном коллективе создают психологически благоприятную почву для

эффективного влияния на подростка.

Учебная деятельность считается сформированной, если она побуждается

прямыми мотивами, а подросток может самостоятельно определить учебные

задачи, выбрать рациональные приемы и способы решения задач, контролировать

и оценивать свою работу. В этом случае реализуется потребность подростка в

самоутверждении. При несформированности у учащихся учебной деятельности

возможен «отход от школы». Потребность в самоутверждении не реализуется.

Эффективность обучения подростков повышает целенаправленное

формирование мотивов.

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ФОРМИРОВАТЬ УБЕЖДЕННОСТЬ ПОДРОСТКА В

НЕОБХОДИМОСТИ БЫТЬ ОБРАЗОВАННЫМ, КУЛЬТУРНЫМ, ЧЕЛОВЕКОМ.

Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением

доминирующих потребностей возраста.

Одна из таких потребностей подростка –познавательная потребность. При ее удовлетворении формируются устойчивые интересы.

Наряду с познавательным интересом большое значение имеет значимость

знаний для подростка. Важно осознать, осмыслить значение знаний и для

развития личности, и для жизни. Сформированные убеждения подростка и его

интересы способствуют повышению эмоционального тонуса и активности учения.

Отношение подростка к учению во многом обусловлено мастерством работы

учителя и его отношением к учащимся. Учитель, по мнению подростков, должен

быть требовательным, справедливым и чутким.

Как показывают психологические исследования, 92% «трудных» подростков входили в число изолированных школьников. Это говорит о том, что у таких подростков нет прочной связи с одноклассниками, а их взаимоотношения неблагополучны. В свою очередь, изолированные «трудные» не только общаются между собой, но и образуют в школе малую группу со своими лидерами и общими интересами. Наличие таких групп внутри класса создает значительные трудности как для самих подростков, так и для воспитательной работы с ними. Поэтому, еще одна задача педагога – управлять процессом формирования взаимоотношений между подростками внутри класса, помогать каждому из них занять достойное место среди одноклассников.

Категория: Психология семейный отношений | Добавил: Babitch (01.07.2010)
Просмотров: 5281 | Теги: подростки, психология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Поиск

Главная Форум Блог каталог Инет-ресурсов Новости сайта